Собственная религия
Вообще-то, эту статью следовало бы
назвать "Неуловимые рокеры" или как-нибудь
в этом духе. Ведь, казалось бы, что может
выть проще, чем взять интервью у московской
группы пусть даже и такого ранга? Фигушки!
Встретиться с Э.С.Т. оказалось делом
весьма и весьма затруднительным -
музыканты действительно просто неуловимы.
Впрочем, это и не мудрено, ведь тотальная
занятость и бурная творческая жизнь
отечественных рок-патриархов сегодня
превосходит все мыслимые и немыслимые
масштабы. И вот, когда надежда была
практически потеряна, удача все же
улыбнулась нам, и вскоре мы были любезно
приглашены на репетиционную базу группы,
расположенную в стенах одной из
московских школ. Музыкантов мы застали в
довольно сомнамбулистичном состоянии, но
отнюдь не из-за изнуряющей жары, стоявшей в
этот день, а прошедшего накануне бурного
празднования очередного Дня Рождения
лидера группы Жана Сагадеева. Сам "новорожденный",
ставший, ко всему прочему, в этом году
отцом прелестной и еще совсем крохотной
дочки, держался стойко и даже пытался
шутить, поведав между делом о своих happybirthday-всиих "подвигах". К сожалению, о
всех подробностях сего торжества по
этическим соображениям мы рассказать не
можем и представляем вашему вниманию
только часть этого разговора.
RC:
Полтора года назад в нашем журнале уже
было опубликовано интервью, где ты рассказывал
о своем новом альбоме 'Терапия для Души'.
Однако он был выпущен только в конце 1998 года.
Почему был так задержан его выход?
Жан:
Это было просто каким-то наваждением!
Сначала возникли проблемы на студии из-за
накладок с аппаратурой. Затем начались
передряги с PolyGram.
Пока фирма переезжала и менялось
начальство, были потеряны обложки и мастер-записи,
и нам пришлось выпускать альбом, записанный
с демонстрационного микса В итоге альбом
издавался около двух лет. Мне уже было даже
стыдно отвечать на вопросы о его выходе.
Приходилось постоянно врать, что он выйдет
то через месяц, то через неделю. Впрочем, и
сам выпуск Терапии...' также сопровождался
кучей геморроя: PolyGram
не доплатил нам гонорар, дал меньше денег на
клип. Так что пока мы сняли только один
клип - "Терапия для Души", а второй, на
песню "Маша-Маша", до сих пор сделать не
можем, хотя уже подготовлены кадры из
фильма "Бумбараш" и с наших концертов.
Но все же настоящим фурором в работе с PolyGram
стала продажа коробок без компактов. Мы
принесли диски на MTV,
устроили конкурс, а потом наши фанаты
стали жаловаться на то, что выиграли пустые
коробки. Мам пришлось даже специально
извиняться перед всеми за плохую работу
наших издателей. Но и это еще не все! Нас
совершенно не устроило качество кассеты и
ее пришлось переиздать на независимом
лейбле SoundAge.
Сотрудничество с этим лейблом получилось
намного удачнее и позже мы переиздали у
них альбом 'В Тушино' и 'Пробу Пера'.
RC:
Будете ли дальше сотрудничать с PolyGram?
Ж:
Посмотрим.
Пока что контракт с ним не расторгнут. До
выхода Терапии...' мы были довольны
сотрудничеством с этой фирмой. Конечно,
в этом большую роль сыграла личность ее
бывшего руководителя Бориса Зосимова. Он
свой человек, настоящий рокер и его
любимой отечественной группой является Э.С.Т.
Зосимов до сих пор нам помогает. Но сдругой
стороны,
в
данных
исторических условиях легче сотрудничать с
маленькими независимыми лейблами или самим
выпускать диски, чтобы не быть рабом
навязанных условий.
RC:
С какой целью были переизданы "Проба Пера'
и 'В Тушино'? И не хотите ли переиздать ваши
ранние полуподпольные альбомы -'Худшие
Песни' (1988) и 'Из России с Водкой'(1989)?
Ж:
Мы просто хотели получше записать наши
официальные первые альбомы. Они до сих пор
пользуются большой популярностью, и мы
решили сделать их более качественными. Что
же касается этих полуподпольных записей, то
такого желания нет. Я не знаю, каким
образом они с таким чудовищным качеством
попали в продажу, и этот факт меня очень
возмущает. У нас есть более приличные
записи и лучше мы бы их сами выпустили. Но
вот что мы действительно хотим сейчас
переиздать, так это альбом, который был
выпущен на американско-германской фирме Destiny,
и включить песни, которые тогда в него не
вошли.
RC:
По сравнению с альбомом '13', который был
более коммерческим по своему звучанию,
Терапия для Души' больше напоминает
старенький Э.С.Т....
Ж:
'13' - это экспериментальный альбом, который
вызвал много критики и наветов. Многие
считали его настоящим предательством. А
каких только рецензий на него не выходило!
Помню, кто-то назвал его "альбомом для
байкеров". А в одной передаче,
посвященной молодежным преступным
группировкам, были сказаны вообще
гениальные слова: "И чему же удивляться,
если целыми днями по *ящику" крутят
блатную песню со словами: "Не бери меня на
жалость!"". Но я считаю этот альбом
удачным, так как с его помощью мы смогли
расширить нашу аудиторию. А на Терапии...'
нам захотелось вернуться к истокам и тем
самым реабилитироваться за 13' перед
некоторыми фанатами.
RC: Многие из ваших песен, особенно с первых альбомов, можно назвать застольными. Сейчас таких уже нет.
Ж:
Почему же, есть! "Маша-Маша", к примеру...
Но я считаю, что с такими вещами как "Катюша"
нельзя перебарщивать, получится бред сивой
кабылы. Мы не хотим превратиться в блатную
бардовскую группу типа ДДТ, которую сейчас
все почему-то называю рок-группой, а на
самом деле это КСП с электрогитарами.
RC:
Над чем вы сейчас работаете?
Ж:
Над новым альбомом, который планируем
выпустить в двух вариантах: на английском
и русском языках. Он уже практически готов,
осталось написать еще 5 или 6 песен. Причем
несколько из них были написаны другом Бориса
Зосимова, американским продюсером по
фамилии Шумахер. Он уже работал с нами на
альбоме '13' и перевел несколько песен на английский,
чтобы включить их на вы Америке сборник.
RC:
Чем будет альбом от "Терапии..."?
Ж:
Это будет более интересная и мощная музыка.
На концертах мы уже играем из него несколько
вещей. Это, уже ставший хитом, Гуляй Поле",
старенькая песня "Виг Бит", которая не
вошла ни в один альбом, и "Этнические
Чистки" - песня о глупости всех этих
этнических и религиозных войн. Также в
альбом будут включена песня "Ночные
волки", которую мы уже исполняли на
концерте в честь 10-летия клуба. Во время
исполнения гимна на сцене горели факелы и
дефилировали девушки из Red
Stars.
Потом выехала куча мотоциклов во главе с
Хирургом, в их колесах запутались все наши
шнуры, а один из мотоциклов даже гитару сбил.
Вот такая вот получилась импровизация
перед выступлением на Байк-Шоу.
RC:
На двух последних альбомах использовались
экзотические инструменты типа ситара и
сарод. Будут ли подобные инструменты использоваться
на следующем альбоме?
Ж:
Пока мы используем только один необычный
инструмент гусли. Мы нашли на Арбате
профессионального гусляра, победителя разных
конкурсов, с которым будем записывать более
тяжелую версию "Маша-Маша". Мне кажется,
что гусли очень хорошо перекликаются со
старыми временами. Я, когда писал эту песню,
представлял, как Степан Разин и его войско
ездили в пиратские походы за так
называемыми "зипунами". А так, когда
засядем на студии, возможно, появятся еще
какие-нибудь новые идеи.
RC:
А откуда появилось такое увлечение
казацкими темами?
Ж:
А почему бы нет?! Ведь те же самые Bon
Jovi
и половина американских групп исполняют
песни на ковбойские темы, и практически вся
их музыка построена на "кантри" и "вестерн".
Мы считаем, что не надо никого копировать,
как делают очень многие наши группы. Нужно
чтить свои собственные корни.
RC:
В отличии от 13' тексты на Терапии...'
получились довольно хулиганскими. Что
будет с лирикой на следующем альбоме?
Ж:
Да, Терапия' по своим текстам действительно
отличается от '13'. Тот альбом я писал дома у
своей жены. Ну представьте себе: теща,
четырех разовое питание, друзей поблизости
нет. Я расслабился и поэтому альбом
получился такой лирическо-мелодичный. Что
же касается нашего следующего альбома, то
на нем вы услышите очень много мата. Я уже думаю,
может быть назвать его 'Бля-Бля-Бяя'?
RC:
А будут ли на альбоме специально
приглашенные гости, как Золотухин?
Ж:
Хотелось бы. Вот с Немоляевым планируем
сделать совместный ремейк песни "Rasputin"
из репертуара Boney
M.
Возможно, что-нибудь опять сделаем с
Золотухиным. А пока что у нас уже есть один
интересный совместный проект, который,
правда, касается не только музыки. К нам
обратилась известная киноактриса
Валентина Малявина, которая оказалась ярой
поклонницей нашей группы. Она написала
сценарий для фильма под названием "Я хочу
понять", где я буду играть некоего Ваню
Веселова, популярного рок-музыканта.
Естественно, в фильме будет звучать наша
музыка.
RC:
Не боишься, что этот фильм постигнет участь
ему подобных и он будет откровенным...
Ж: ...Дерьмом? Да, такие опасений есть. В нашей стране снять такой фильм действительно большая проблема. Если, к примеру, на Западе снимают фильм с рок-звездой, то он по духу максимально подходит музыканту. У нас же полоумные и спятившие режиссеры постоянно впадают в свои глупые псевдофилософские инсинуации. Этим грешат "Игла" (пусть меня запинают фаны Цоя), "Леса", "взломщик" и "Душа" с Макаревичем. Но я надеюсь, что этот фильм получиться удачным и, если будут какие-то проблемы со сценарием, то мы сможем его переделать. Тем более, что я уверен в себе как в актере и очень хочу попробовать себя в большом синематографе. Кстати, сейчас я принимаю участие еще в одном безумном проекте. Исполняю арию опричника в рок-опере 'Слово и дело". Оперу написал Павел Смеян, вместе с которым я снимался в фильме "На Дерибассовекой хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди".
RC: Ходят слухи, что вы хотите снять фильм о группе. Ж: Да, но этот процесс оказался весьма затруднительным. Дело в том, что из-за анархии, всегда царящей в группе Э.С.Т.. многие архивные материалы были, извините за выражение, прое...ны. Пропали многие записи с концертов, нет съемок турне с Sepultura, заграничных гастролей. Так что пользуясь случаем, убедительно просим, если у кого-нибудь что-то сохранилось, связаться с нами.
RC:
А когда выйдет
книга про Э.С.Т.?
Ж:
Вообще-то, выходят
две книги. В первой
будут опубликованы
30 песен с нотами,
постерами и фотографиями.
Она должна выйти осенью.
А вторая, которая
будет называться 'Десять веселых лет" (пишет
ее Анатолий Рыков, которого мы все
называем "Шолохов"), как раз посвящена
истории группы и, как мне кажется, будет
довольно интересной. Но когда она выйдет
пока неизвестно.
RC:
Как
у вас обстоят дела с акустическими
концертами, и не хотите ли выпустить
полностью акустический альбом?
Ж:
Да, мы часто выступаем в клубах с небольшими
акустическими
концертами, и у нас уже есть мысль сделать
такой альбом,
тем более, что программа почти готова. У нас
есть уже около 20 песен. Так что, когда найдем
настоящего профессионала
в этом деле, то обязательно выпустим. Очень
хочется записать
этот альбом живьем, как настоящий классический
"unplugged".
Ведь, вся прелесть этого жанра, который мы называем
"Э.С.Т. в отключке", заключается именно
в живом исполнении. Но, к
сожалению, в нашей стране опыт такой записи
невелик, и пока мы ищем человека, который
сумел бы сделать это
качественно. То, что мы записали на
телевидении, нас
совершенно не устраивает, на концертах асе
звучит намного
лучше.
RC:
На
гастроли ехать не собираетесь?
Ж:
Сейчас идут переговоры по поводу турне по
нескольким городам страны. Недавно пришли
приглашения из Израиля
и Германии. Также хотим продолжать
организовывать "Э.С.Т-Fesf.
Эта акция с успехом прошла в ДК "Меридиан"
и мы хотели бы
продолжить это, поменяв состав участников.
Я думаю, что есть смысл приглашать и молодые
коллективы, у которых нет возможности
выступать на больших площадках. Также
нам было поручено организовать осенью
фестиваль Monsters
of
Rock,
приуроченный к его 10-летию. Первый концерт,
если вы помните, состоялся 10 лет назад в
Череповце. Эта
было поистине грандиозным зрелищем. Ведь
тогда люди смогли
сразу увидеть весь цвет отечественной рок-музыки,
как
Мастер, Черный Кофе и т.д.
RC:
Во
время приезда Soulfly
мы видели как ты общался с
Максом Кавалера. Вспоминали тур Monsters
of
Rock
с Sepultura
7-летней давности?
Ж:
Да, я подошел к Максу и, как ни странно, он
меня узнал. Ему очень понравилось в нашей
стране и он был крайне удивлен тем, что мы
живем не так уж плохо, как это хочет показать
американское телевидение. А вообще я
благодарен группе Sepultura,
потому что именно в этом турне я милея со
своей женой, и недавно у меня родилась д(
названная в честь Яна Гиллана и Яна Лемми
Килмис
RC:
Но
когда Sepultura
приезжала в нашу страну популярность рок-музыки была намного
больше, чем сейчас. Не рискованно
ли устраивать подобные акции?
Ж:
Эта
глупость, которую я слышу уже в течение
последних
15 лет. Сейчас рок-музыку слушают в тысячу
раз больше людей,
чем тогда. Я выхожу на улицу и вижу кучу
детишек, которые
носят майки Арии и Sepultura.
Это современная религия. Наше
общество очень материалистично и молодежь
в 60-е годы
создала для себя такую отдушину -
собственную религию под
названием рок-музыка. Просто в конце 80-х
начале 90-х был подьем heavy-metal.
А теперь уже нет такого ажиотажа. Появились
другие группы, другие стили и рок сам по
себе немного изменился, но он не может
просто так исчезнуть и просуществует еще
очень долго.
Настя
БАХМЕТЬЕВА & Андрей КОРЮХИН
Rock
City
#7 1999