Собственная религия

Вообще-то, эту статью следовало бы назвать "Неуловимые рокеры" или как-нибудь в этом духе. Ведь, казалось бы, что может выть проще, чем взять интервью у москов­ской группы пусть даже и та­кого ранга? Фигушки! Встре­титься с Э.С.Т. оказалось де­лом весьма и весьма затруд­нительным - музыканты дей­ствительно просто неулови­мы. Впрочем, это и не мудре­но, ведь тотальная заня­тость и бурная творческая жизнь отечественных рок-патриархов сегодня превосхо­дит все мыслимые и немыс­лимые масштабы. И вот, ко­гда надежда была практиче­ски потеряна, удача все же улыбнулась нам, и вскоре мы были любезно приглашены на репетиционную базу группы, расположенную в стенах од­ной из московских школ. Музыкантов мы застали в довольно сомнамбулистичном состоянии, но отнюдь не из-за изнуряющей жары, стоявшей в этот день, а прошедшего накануне бурного празднования очередного Дня Рождения лидера группы Жана Сагадеева. Сам "новорожденный", став­ший, ко всему прочему, в этом году отцом прелестной и еще совсем крохотной дочки, дер­жался стойко и даже пытался шутить, поведав между делом о своих happybirthday-всиих "подвигах". К сожалению, о всех подробностях сего торжества по этическим соображениям мы рассказать не можем и представляем вашему вниманию только часть этого разговора.

RC: Полтора года назад в на­шем журнале уже было опубликовано интервью, где ты рас­сказывал о своем новом альбоме 'Терапия для Души'. Однако он был выпущен только в конце 1998 года. Почему был так за­держан его выход?

Жан: Это было просто каким-то наваждением! Сначала возникли проблемы на студии из-за накладок с аппаратурой. Затем начались передряги с PolyGram. Пока фирма переезжа­ла и менялось начальство, были потеряны обложки и мастер-записи, и нам пришлось выпускать альбом, записанный с де­монстрационного микса В итоге альбом издавался около двух лет. Мне уже было даже стыдно отвечать на вопросы о его выходе. Приходилось постоянно врать, что он выйдет то через месяц, то через неделю. Впрочем, и сам выпуск Терапии...' также сопровождался кучей геморроя: PolyGram не доплатил нам гонорар, дал меньше денег на клип. Так что пока мы сня­ли только один клип - "Терапия для Души", а второй, на песню "Маша-Маша", до сих пор сделать не можем, хотя уже подгото­влены кадры из фильма "Бумбараш" и с наших концертов. Но все же настоящим фурором в работе с PolyGram стала прода­жа коробок без компактов. Мы принесли диски на MTV, устро­или конкурс, а потом наши фанаты стали жаловаться на то, что выиграли пустые коробки. Мам пришлось даже специаль­но извиняться перед всеми за плохую работу наших издате­лей. Но и это еще не все! Нас совершенно не устроило качест­во кассеты и ее пришлось переиздать на независимом лейбле SoundAge. Сотрудничество с этим лейблом получилось намно­го удачнее и позже мы переиздали у них альбом 'В Тушино' и 'Пробу Пера'.

RC: Будете ли дальше сотрудничать с PolyGram?

Ж: Посмотрим. Пока что контракт с ним не расторгнут. До выхода Терапии...' мы были довольны сотрудничеством с этой фирмой. Конечно, в этом большую роль сыграла лич­ность ее бывшего руководителя Бориса Зосимова. Он свой че­ловек, настоящий рокер и его любимой отечественной группой является Э.С.Т. Зосимов до сих пор нам помогает. Но сдругой стороны, в данных исторических условиях легче сотрудничать с маленькими независимыми лейблами или самим выпускать диски, чтобы не быть рабом навязанных условий.

RC: С какой целью были переизданы "Проба Пера' и 'В Тушино'? И не хотите ли переиздать ваши ранние полуподпольные альбомы -'Худшие Песни' (1988) и 'Из России с Вод­кой'(1989)?

Ж: Мы просто хотели получше записать наши официаль­ные первые альбомы. Они до сих пор пользуются большой по­пулярностью, и мы решили сделать их более качественными. Что же касается этих полуподпольных записей, то такого же­лания нет. Я не знаю, каким образом они с таким чудовищным качеством попали в продажу, и этот факт меня очень возму­щает. У нас есть более приличные записи и лучше мы бы их сами выпустили. Но вот что мы действительно хотим сейчас переиздать, так это альбом, который был выпущен на американско-германской фирме Destiny, и включить песни, которые тогда в него не вошли.

RC: По сравнению с альбомом '13', который был более коммерческим по своему звучанию, Терапия для Души' боль­ше напоминает старенький Э.С.Т....

Ж: '13' - это экспериментальный альбом, который вызвал много критики и наветов. Многие считали его настоящим пре­дательством. А каких только рецензий на него не выходило! Помню, кто-то назвал его "альбомом для байкеров". А в одной передаче, посвященной молодежным преступным группиров­кам, были сказаны вообще гениальные слова: "И чему же уди­вляться, если целыми днями по *ящику" крутят блатную песню со словами: "Не бери меня на жалость!"". Но я считаю этот аль­бом удачным, так как с его помощью мы смогли расширить на­шу аудиторию. А на Терапии...' нам захотелось вернуться к исто­кам и тем самым реабилитироваться за 13' перед некоторыми фанатами.

RC: Многие из ваших песен, особенно с первых альбомов, можно назвать застольными. Сейчас таких уже нет.

Ж: Почему же, есть! "Маша-Маша", к при­меру... Но я считаю, что с такими вещами как "Катюша" нельзя перебарщивать, получится бред сивой кабылы. Мы не хотим превратиться в блатную бардовскую группу типа ДДТ, которую сейчас все почему-то называю рок-группой, а на самом деле это КСП с электрогитарами.

RC: Над чем вы сейчас работаете?

Ж: Над новым альбомом, который плани­руем выпустить в двух вариантах: на англий­ском и русском языках. Он уже практически го­тов, осталось написать еще 5 или 6 песен. При­чем несколько из них были написаны другом Бо­риса Зосимова, американским продюсером по фамилии Шумахер. Он уже работал с нами на альбоме '13' и перевел несколько песен на анг­лийский, чтобы включить их на вы Америке сборник.

RC: Чем будет альбом от "Терапии..."?

Ж: Это будет более интересная и мощная музыка. На концертах мы уже играем из него не­сколько вещей. Это, уже ставший хитом, Гуляй Поле", старенькая песня "Виг Бит", которая не вошла ни в один альбом, и "Этнические Чистки" - песня о глупости всех этих этнических и рели­гиозных войн. Также в альбом будут включена песня "Ночные волки", которую мы уже исполняли на концерте в честь 10-летия клуба. Во время исполнения гимна на сцене горели факелы и де­филировали девушки из Red Stars. Потом выехала куча мотоциклов во главе с Хирургом, в их колесах запутались все наши шнуры, а один из мотоциклов даже гитару сбил. Вот такая вот получилась импровизация перед выступлением на Байк-Шоу.

RC: На двух последних альбомах использо­вались экзотические инструменты типа ситара и сарод. Будут ли подобные инструменты исполь­зоваться на следующем альбоме?

Ж: Пока мы используем только один необычный инструмент гусли. Мы нашли на Арбате профессионального гусляра, победителя раз­ных конкурсов, с которым будем записывать бо­лее тяжелую версию "Маша-Маша". Мне кажет­ся, что гусли очень хорошо перекликаются со старыми временами. Я, когда писал эту песню, представлял, как Степан Разин и его войско ез­дили в пиратские походы за так называемыми "зипунами". А так, когда засядем на студии, воз­можно, появятся еще какие-нибудь новые идеи.

RC: А откуда появилось такое увлечение казацкими тема­ми?

Ж: А почему бы нет?! Ведь те же самые Bon Jovi и поло­вина американских групп исполняют песни на ковбойские темы, и практически вся их музыка построена на "кантри" и "вестерн". Мы считаем, что не надо никого копировать, как делают очень многие наши группы. Нужно чтить свои собственные корни.

RC: В отличии от 13' тексты на Терапии...' получились довольно хулиганскими. Что будет с лирикой на следующем альбоме?

Ж: Да, Терапия' по своим текстам действительно отли­чается от '13'. Тот альбом я писал дома у своей жены. Ну представьте себе: теща, четырех разовое питание, друзей поблизо­сти нет. Я расслабился и поэтому альбом получился такой лирическо-мелодичный. Что же касается нашего следующего альбома, то на нем вы услышите очень много мата. Я уже ду­маю, может быть назвать его 'Бля-Бля-Бяя'?

RC: А будут ли на альбоме специально приглашенные гости, как Золотухин?

Ж: Хотелось бы. Вот с Немоляевым планируем сделать совместный ремейк песни "Rasputin" из репертуара Boney M. Возможно, что-нибудь опять сделаем с Золотухиным. А пока что у нас уже есть один интересный совместный проект, кото­рый, правда, касается не только музыки. К нам обратилась из­вестная киноактриса Валентина Малявина, которая оказалась ярой поклонницей нашей группы. Она написала сценарий для фильма под названием "Я хочу понять", где я буду играть не­коего Ваню Веселова, популярного рок-музыканта. Естествен­но, в фильме будет звучать наша музыка.

RC: Не боишься, что этот фильм постигнет участь ему подобных и он будет откровенным...

Ж: ...Дерьмом? Да, такие опасений есть. В нашей стране снять такой фильм действительно большая проблема. Если, к примеру, на Западе снимают фильм с рок-звездой, то он по ду­ху максимально подходит музыканту. У нас же полоумные и спятившие режиссеры постоянно впадают в свои глупые псевдофилософские инсинуации. Этим грешат "Игла" (пусть меня запинают фаны Цоя), "Леса", "взломщик" и "Душа" с Макаревичем. Но я надеюсь, что этот фильм получиться удачным и, если будут какие-то проблемы со сценарием, то мы сможем его переделать. Тем более, что я уверен в себе как в актере и очень хочу попробовать себя в большом синематографе. Кста­ти, сейчас я принимаю участие еще в одном безумном проек­те. Исполняю арию опричника в рок-опере 'Слово и дело". Опе­ру написал Павел Смеян, вместе с которым я снимался в фильме "На Дерибассовекой хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди".

RC: Ходят слухи, что вы хотите снять фильм о группе. Ж: Да, но этот процесс оказался весьма затруднитель­ным. Дело в том, что из-за анархии, всегда царящей в группе Э.С.Т.. многие архив­ные материалы бы­ли, извините за выражение, прое...ны. Пропали многие за­писи с концертов, нет съемок турне с Sepultura, заграничных гастролей. Так что пользуясь случа­ем, убедительно про­сим, если у кого-ни­будь что-то сохрани­лось, связаться с на­ми. 

RC: А когда выйдет книга про Э.С.Т.?

Ж: Вообще-то, выходят две книги. В первой будут опубликованы 30 песен с нотами, постерами и фотографиями. Она должна выйти осе­нью. А вторая, кото­рая будет называться 'Десять веселых лет" (пишет ее Анато­лий Рыков, которого мы все называем "Шолохов"), как раз по­священа истории группы и, как мне кажется, будет довольно интересной. Но когда она выйдет пока неизвестно.

RC: Как у вас обстоят дела с акустическими концертами, и не хотите ли выпустить полностью акустический альбом?

Ж: Да, мы часто выступаем в клубах с небольшими аку­стическими концертами, и у нас уже есть мысль сделать такой альбом, тем более, что программа почти готова. У нас есть уже около 20 песен. Так что, когда найдем настоящего про­фессионала в этом деле, то обязательно выпустим. Очень хо­чется записать этот альбом живьем, как настоящий классиче­ский "unplugged". Ведь, вся прелесть этого жанра, который мы называем "Э.С.Т. в отключке", заключается именно в живом исполнении. Но, к сожалению, в нашей стране опыт такой за­писи невелик, и пока мы ищем человека, который сумел бы сделать это качественно. То, что мы записали на телевидении, нас совершенно не устраивает, на концертах асе звучит намного лучше.

RC: На гастроли ехать не собираетесь?

Ж: Сейчас идут переговоры по поводу турне по несколь­ким городам страны. Недавно пришли приглашения из Израи­ля и Германии. Также хотим продолжать организовывать "Э.С.Т-Fesf. Эта акция с успехом прошла в ДК "Меридиан" и мы хотели бы продолжить это, поменяв состав участников. Я думаю, что есть смысл приглашать и молодые коллективы, у которых нет возможности выступать на больших площадках. Также нам было поручено организовать осенью фестиваль Monsters of Rock, приуроченный к его 10-летию. Первый кон­церт, если вы помните, состоялся 10 лет назад в Череповце. Эта было поистине грандиозным зрелищем. Ведь тогда люди смогли сразу увидеть весь цвет отечественной рок-музыки, как Мастер, Черный Кофе и т.д.

RC: Во время приезда Soulfly мы видели как ты общался с Максом Кавалера. Вспоминали тур Monsters of Rock с Sepultura 7-летней давности?

Ж: Да, я подошел к Максу и, как ни странно, он меня уз­нал. Ему очень понравилось в нашей стране и он был крайне удивлен тем, что мы живем не так уж плохо, как это хочет по­казать американское телевидение. А вообще я благодарен группе Sepultura, потому что именно в этом турне я милея со своей женой, и недавно у меня родилась д( названная в честь Яна Гиллана и Яна Лемми Килмис

RC: Но когда Sepultura приезжала в нашу страну попу­лярность рок-музыки была намного больше, чем сейчас. Не ри­скованно ли устраивать подобные акции?

Ж: Эта глупость, которую я слышу уже в течение послед­них 15 лет. Сейчас рок-музыку слушают в тысячу раз больше людей, чем тогда. Я выхожу на улицу и вижу кучу детишек, ко­торые носят майки Арии и Sepultura. Это современная религия. Наше общество очень материалистично и молодежь в 60-е го­ды создала для себя такую отдушину - собственную религию под названием рок-музыка. Просто в конце 80-х начале 90-х был подьем heavy-metal. А теперь уже нет такого ажиотажа. Появились другие группы, другие стили и рок сам по себе не­много изменился, но он не может просто так исчезнуть и про­существует еще очень долго.

Настя БАХМЕТЬЕВА & Андрей КОРЮХИН
Rock City  #7 1999