ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Полна неожиданных
поворотов превратностей судьбы жизнь
журналистская. Вот, интервью, к примеру - простая
вещь, казалось бы, порой даже, что называется, как
два пальца об асфальт! Ан нет, бывает, что не все
так просто, в чем мы - лидер группы
"Э.С.Т." Жан Сагадеев и ваш покорный слуга -
убедились в канун ноябрьского "Красного
Дня Календаря". Нет, собственно сама беседа
прошла просто великолепно - мило поговорили о
новом альбоме группы, о концерте Motorhead, о
многочисленных проектах,
так или иначе связанных с "Э.С.Т.", но когда от
официальной части встречи мы перешли к
неофициальной!:
На утро обнаружилось, что диктофон с
кассетой, под завязку заполненный загрузами
Жана, отсутствует, причем отсутствует, как мы
поняли, основательно. И свалить бы это
мистическое происшествие на коммунистов,
которые в эту ночь усиленно готовились к своим
предстоящим демонстрациям, в спешке
дорисовывали свои маразматические транспаранты
с еще более маразматическими слоганами и в
последний раз утюжили утильсырье красного цвета,
но если честно, то виновато во всем пиво, а вернее,
скользкая "дорога жизни", ведущая от
подъезда резиденции Сагадеева до ближайшего
ночного магазина. Но слезами, а вернее пивом, горю
не поможешь, и пришлось вызывать Жана на
повторную аудиенцию.
Интервью с Сагадеевым
"дубль два" проходило в более мрачном
настроении последнего, которое было
основательно подпорчено многочисленными
обломами, так или иначе связанными с еще даже не
вышедшим альбомом Э.С.Т. 'Терапия Для Души'' "Нас
точно кто-то сразил!" - качает головой Жан. -
Сейчас я понимаю, что все эти неудачи начались,
после того как мы назвали свой последний альбом
'13'. Нет, все-таки нельзя шутить с такими вещами!..
Работа над новым диском проходила очень
мучительно, а в финале нам безнадежно испортили
всю запись. И только благодаря мастерству Лени
(Леонид Истомин гитарист и продюсер альбома -
прим. автора) все закончилось более или менее
хорошо".
Альбом 'Терапия Для Души' включает ' 11 совершенно
новых и одну cтарую композицию - "Веселый
Джокер", впервые записанную в 1989 году для
первого альбома "Э С.Т.", который выходил
только в Европе и в России никогда не
переиздавался, "Это очень классная вещь,
которую мало кто слышал, и поэтому мы решили ее
записать заново, что, кстати, в будущем
собираемся сделать еще с несколькими старыми
песнями, - говорит Жан. - Здесь есть интересное
соло под кодовым названием ""коты"' - очень
необычный метод звукоизвлечения, действительно
напоминает кошачий визг. Мы вообще планируем
продолжать подобные эксперименты и добиться
звуков имитирующих лай собак, писк комаров и так
далее. Кстати на этом альбоме впервые сыграли
соло наш бас-гитарист Данила Захаренков в песне
"Кайф" и я в песне "?22", которая
повествует о взаимоотношениях музыкантов и так
называемых "группи". Вообще, на этом альбоме,
наверное, впервые все музыканты группы принесли
какие-то, свои идеи, что наложило большой
отпечаток на общее звучание и саму музыку".
Но на этом новые элементы в звучании Э.С.Т. отнюдь не исчерпываются. Так? в заглавной композиции альбома и следующим за ней "Космическим Цирком" были впервые использованы такие колоритные инструменты, как настоящий индийский ситар или сарод. В этом группе помог звукоинженер студии, где осуществлялась запись диска, Андрей Бочко - большой знаток индийской музыки и обладатель целой коллекции этих инструментов. Однако в целом альбом 'Терапия Для Души' сделан в типичной "эстовской" манере и по звучанию больше похож на ранние работы группы, нежели на их недавние творения. "Этот альбом гораздо жестче и тяжелее, чем предыдущий, - уточняет Жан. - Слушать его нужно на очень большой громкости, в машине слушать опасно - можно разбиться. Стилистически 'Терапия Для Души' действительно является продолжением наших ранних альбомов, но в тоже время содержит и множество всяких новых фишек которые, надеюсь, понравятся нашим фэнам".
Но кардинально свой
коронный стиль Э.С.Т. менять, конечно же, не
собираются и, судя по всему, никогда и не
соберутся, "Очень многие группы (особенно
начинающие) сейчас хронически тяготеют к погоне
за сложностью, различными техническими
наворотами пытаясь, видимо, продемонстрировать
сразу все свои навыки и вызвать тем самым
восхищение у публики, - соглашается Сагадеев. - Н,
как правило, результат бывает совершенно иной.
поскольку люди чересчур нагружаются, такой
музыкой. А тем временем действительно великие
музыканты, как, например, Энгус Янг или Сид Вишес,
наоборот, стремятся к простоте и берут основу для
одной песни один-единственный рифф. Э.С.Т.
старается придерживаться таких же принципов, за
что нас и любят. Будь проще, и люди к тебе
потянутся!"
Одним из лучших примеров этого, безусловно
является легендарная британская команда Motorhead
которой в свое время (да и по сей день) постоянно
сравнивали наших героев и с которой Э.С.Т.
посчастливилось выступить на одной сцене 1
ноября 1997 года. В чем-в-чем, а в этом отношении
Э.С.Т. повезло, пожалуй, больше, чем всем остальным
российским группам вместе взятым. Менее чем за
десять лет Жан Сагадеев & Со. умудрились
переиграть чуть ли не со всеми западными
звездами тяжелого рока, которых заносила
нелегкая в наши края, начиная от "монстров
рока-91" во главе с AC/DC и Metallica и заканчивая Sepultura
и Motorhead. Но, к сожалению ожидаемого братания Motorhead
и Э.С.Т. так и не произошло. "Мы общались с ними
очень мало, - объясняет Жан. - Мы вместе были на
сцене во время настройки аппаратуры, и Лемми
подарил нашему Даниле комплект своих струн.
Потом виделись на "Моtоrhead - Paty" в клубе
"Честерфилд", где я, в свою очередь, зная о
любви Лемми к смирновской водке, презентовал ему
бутылку русской "Smirnov Vodka", которая на мой
вкус гораздо лучше и качественней американского
аналога. В дальнейшем эта бутылка была похищена
прямо со стола, за которым сидели музыканты".
Возвращаясь
же к новому альбому Э.С.Т., нельзя не отметить оду
из самых примечательных и выдающихся на общем
фоне песен альбома, композицию "Маша-Маша",
записанную вместе с артистом театра и кино
Валерием Золотухиным, которого уже можно было
видеть на сцене на нескольких концертах Э.С.Т.
"Первоначально мы хотели включить в альбом
песню из фильма "Бумбараш", "Ходят кони
над рекой", - рассказывает Жан, - но потом
Золотухин случайно услышал мою вещь,
"Маша-Маша" и предложил записать именно ее.
Он даже попросил у нас разрешения исполнять ее на
своих сольных концертах. "Маша-Маша"
повествует о казаках, которые под руководством
Стеньки Разина возвращаются из похода домой и
поют такую вот залихватскую песню".
Небезынтересно было
узнать, что изображено на обложке 'Терапии Для
Души', которая появилась чуть ли не в самый
последний момент.
"Мы долго не могли сойтись на чем-то одном, и
тут я неожиданно вспомнил о турецком календаре с
красивыми полу картинками - полу надписями,
который незадолго до смерти в этом году мне
подарил мой папа. Как известно, ислам запрещает
изображать людей и животных, и мусульмане
обходятся я вот такими замысловатыми узорами -
посланиями, сплетенными из закрученных букв. А
поскольку альбом решено назвать 'Терапия Для
Души', где упоминается Аллах, а в музыке
присутствую восточные темы, лучшей обложки было
просто не найти. Этот треугольник - стих из
Корана, смысл которого сводится к тому, что
человек должен себя хорошо вести, помогать
обездоленным, что потом сполна воздастся в раю.
Мы все разделяем подобные заповеди, и поэтому это
более чем просто хорошая обложка".
Помимо альбома 'Терапия Для Души' в планах у Э.С.Т. запись и акустической пластинки, что в последнее время в рокерских кругах стало чрезвычайно модной вещью. "На самом деле такая идея появилась очень давно, еще на заре Э.С.Т., когда мы даже не знали и слова-то такого - "unplugged", - говорит Жан. - Многие песни Э.С.Т. очень легко исполняются на акустических инструментах и зачастую они и сочиняются таким образом. И грех не исполнить их таким образом, что собственно, мы и делаем на различных застольях для друзей. И идею с акустическим альбомом мы обязательно доведем до воплощения в жизнь, тем более что время от времени мы выступаем с акустической программой. Таких концертов у Э.С.Т. было около десятка. Играем мы в клубах, которые не предназначены для оглушительной музыки, в интимной атмосфере, где хорошо слышны слова песен, совершенно иное общение с залом. И после таких выступлений в ряды наших фанатов вливаются люди, не имеющие совершенно никакого отношения к рок - музыке".
Помимо акустического альбома в планах группы, а вернее самого Жана Сагадеева, запись еще одной пластинки его проект с братьями Андреем и Виктором Гернеза, известными по группе середины 80-х под названием "Жан Гернеза", неким прообразом будущего Э.С.Т. "Группа "Жан Гернеза" распалась c уходом в армию Вити Гернеза и потом реформировалась, но уже в несколько ином составе, где пел уже не я, а Игорь Анчеполовский, а на бас гитаре играл мой одноклассник Костик, - вспоминает Жан. - Они играли в основном для панковских тусовок, потому что музыка была примитивная, в хорошем смысле примитивная. Они сделали несколько демо-записей, но, к сожалению, в прошлом году в своей квартире был жестоко расстрелян Игорь Анчеполовский - он был бизнесмен, и группа "Анч" прекратила свое существование. А чуть позже мы собрались с ребятами и решили восстановить эти песни играть их и даже записать альбом, может быть, даже своими силами. Мы устроили несколько репетиций и дали уже несколько концертов. Играли этим летом на "Байк - шоу", и изредка выступаем в различных клубах. Людям нравится. Нам всем это очень в кайф, потому что мы старые друзья, знаем друг друга уже по 15 - 20 лет, взаимоотношения у нас самые изумительные. Я не жду от этого никаких денег, какого-то сногсшибательного успеха, а занимаюсь этим от души и просто получаю моральное удовольствие".
После того, как был выключен диктофон (уже новый), мы с Жаном еще добрых пару часов болтали на самые различные темы, начиная от русской литературы и заканчивая новинками в мире компьютерных игр, но даже для краткого пересказа этой беседы, потребуется, наверное, целый журнал. Но это дело поправимое, поскольку в настоящий момент идет работа над целой книгой об истории группы Э.С.Т. "Десять веселых лет", которая, возможно, увидит свет в следующем году. (Тьфу, тьфу, тьфу, чтобы не сглазить!)
Алексей Глебов Rock City #6/'97