ЗАСТАВИТЬ НАС ИГРАТЬ ТО, ЧТО МЫ НЕ
ХОТИМ, НЕ СМОЖЕТ НИ ОДНА СВОЛОЧЬ!

 

"Э.С.Т."не ждали. Уж больно солидной и авторитетной выглядела вся компания. "Черный кофе" и группа Валерия Гаины, "Ария" и "Мастер" команды, которые составляли авангард отечественного хард'н'хэви в то время, когда Жан Сагадеев только собрал свою первую группу. Как вы помните, еще за месяц до начала фестиваля, нашим фэнам было предложено самим выбрать "родную" команду, которая "составила бы компанию" англо-американским монстрам. Лично я и выбрал бы Э.С.Т... нет-нет, не потому, что эти строки пишу уже после всех событий, и не потому, что знаком с музыкантами. Дело в другом - - пятый участник фестиваля должен был представлять русский рок. Можно долго спорить -существует ли такой вообще или нет, но "Э.С.Т." русская группа. Во многом более русская, чем "Черный кофе" с его знаменитой "Владимирской Русью". И именно это, я думаю, почувствовали и вы все, кто отдал свои голоса за "Э.С.Т."

Я познакомился с ребятами из этой группы еще год назад на фестивале "Монстры Рока СССР-91". Во время шоу практически все время я находился за сценой, изредка выходя в зал, чтобы посмотреть на нового участника. Но так получилось, что выход "Э.С.Т." я пропустил название ничего не говорило, да и дел было немало. В общем, тогда, когда я, наконец, попал в зал, то был озадачен одним обстоятельством, которое и заставило меня досмотреть все выступление "Э.С.Т." до конца. А именно: я отчетливо разбирал все слова — признак довольно немаловажный, потому как большинство наших команд на это дело обращает мало внимания. Можно, конечно, сослаться па недостатки звукоусилительной аппаратуры, но в тот вечер, кроме душевного рева в микрофон, я у других участников так ничего и не услышал. И второе драйв этой группы (а драйва на этом фестивале хватало, поверьте) круто замешан на гармониях, которые гораздо больше сродни русской Народной музыке, чем англосаксонскому року. Конечно, сделать обеими руками "козу" и забить башкой очень даже неплохо, но когда "Э.С.Т." исполняли "Катюшу" и я видел сотни самых отчаянных металлюг, обнявших друг друга за плечи и пытающихся вспомнить традиции русского хоровода... Знаете, избитый штамп "музыка служила языком общения" показался мне не таким уж казенным.

Ясное дело, что уже через час я беседовал с музыкантами в уютном служебном кафе. В состав "Э.С.Т.'' тогда входили: Жан Сагадеев лидер-вокал; Марат "Шайтан" Микаэ-ляп - - лидер-гитара, вокал; Петр "Петрович" Макиенко -- бас, вокал; Михаил Сагал ударные.

— Жан, вопрос к тебе как к основателю и идейному вдохновителю группы: пару слов об истории создания коллектива.

— Первый состав "Э.С.Т." был такой: два брата Гернеза, Виктор и Андрей, любимые мною до слез, и я. Братья нынче участники группы "АНЧ". Тогда я еще играл на бас-гитаре. Затем на горизонте замаячил Марат. Вообще все в этой команде — наши школьные друзья, и как-то незаметно мы обменялись гитаристами — туда ушел Андрей Гернеза, а к нам пришел Марат. Потом, после долгих поисков нормального барабанщика — не алкоголика и пентюха — появился Миша Сагал. Ну и совсем недавно я решил прекратить играть на басу — девушки, когда я их глажу, жалуются, что у меня шершавые руки. Пришлось Петьке - он все равно женатый. Так вот, в таком составе и лабаем с удовольствием.

Петр Макиенко пришел в "Э.С.Т." из группы "ЭВМ" и являет собой, по нынешним временам, личность просто легендарную. Достаточно сказать, что "Петровичу" уже исполнилось тридцать восемь, а играть на профессиональной сцене он начал в том году, в котором гитарист Марат только появился на свет.

- Я начинал, в свое время, со страшного хита - "Хмуриться не надо, Лада". Это было в шестьдесят девятом, в аккомпанирующем составе знаменитого тогда певца Владимира Мулермана. Потом играл в "Добрых молодцах" с самим Севой Новгородце-вым. В семьдесят восьмом был у Сло-бодкина в "Веселых ребятах" - орал на подпевках в "Музыкальном глобусе", если кто-то еще помнит такую пластинку. Словом, легче, наверное, сказать где я не играл, - "Петрович" улыбается и смотрит на остальных, -а вообще, у меня такое ощущение, что я уже двадцать лет играю и все время шел к тому, чтобы быть в "Э.С.Т.". Ведь я нигде толком долго не задерживался. Полгода-год — и я задыхался.

— А я работал с "Бригадой С", - вступает в разговор Сагал, - - потом еще играл в "Альянсе".

— Ребята, а кто из вас имеет специальное музыкальное образование?

— Я закончил музыкальную школу и до половины прошел Гнесинское училище, — говорит Марат. — В "Гнесинке" учился по классу гитары.Ушел оттуда не закончив курса.

Тут выяснилось, что помимо отличного послужного списка, у "Петровича" за плечами Центральная музыкальная школа при консерватории им.Чайковского, где он освоил скрипку.

— Один я — позор "звездочки", — сокрушается Жан, — нигде не учился, нигде больше не играл.

— То есть "Э.С.Т." — единственное детище?

Ну да, вернее, я  детище "Э.С.Т." А вообще не поймешь, кто чье.

Все же большинство из вас имеет музыкальное образование. Следовательно, вопрос — любите ли вы классику?

— А как же, — возмущается Жан, — мы всю музыку любим, мы же не оголтелые металлисты.

— Ваши любимые композиторы? Жан: — Бах, Бетховен, Паганини. "Петрович": -- Да все, кого Жан назвал, да еще Вагнер. Плюс из русских — был один такой пьяница — Мусоргский.

— Кстати сказать, Мусоргский пользуется большой популярностью не только у наших рок-музыкантов, но и у зарубежных. Его "Картинки с выставки" играли "Эмерсон, Лэйк энд Палмер", Исао Томита. Как вы считаете, перспективна ли в роке эксплуатация идей классической музыки?

— Можно использовать самые разные гармонии и приемы - - важно с каким вкусом и чувством меры ты это делаешь, — говорит Жан. — А что касается Мусоргского, то в те времена она была, мне кажется, слишком необычной. Року очень родственны все гармонии. Мусоргскому удалось сделать так, что русские мелодии в симфоническом исполнении звучат так же заводно, как и в деревне. Он не причесывал их — он сделал все как есть и потому получилось так правдиво. Кроме того, он не выдумывал бог знает что, а брал то, что веками трогало душу.

— О вас пишут, что пата музыка представляет собой смесь жесткого драйва, как у "Моторхэд" и залихватских казацких песен. Действительно, к какой-то степени это так. Это не случайно?

— Да, конечно — это была основная идея. Понимаешь, зачастую уходишь с концерта ни с чем — просто не слышно слов. А ведь люди идут послушать, что-то потом напеть про себя. Русский язык не совсем подходит полритмику рока. Вернее, не так — сама ритмика рождается из языка. Говорят, что в древности музыка и язык возникли одновременно, общение происходило чуть ли не па песенном уровне. Мы решили не изобретать велосипед и не становиться клопом западных групп. Повторять кого-то же скучно. Мы уже объехали полмира и везде нас принимали очень хорошо именно потому, что у нас необычное звучание. В США нас принимали про сто здорово — мы ждали, что все будет хорошо, но оказалось еще лучше. И это не похвала себе — это похвала стилю, в котором мы играем. В Штатах очень многие подходили к нам и говорили: "Не вздумайте становиться американцами, будьте тем, что вы сейчас есть."

Самое странное, — замечает "Петрович", — что музыка тех групп, которые подражают западным, происходит под вывеской "Русский рок", а ведь ничего русского там нет.

— Вам известна такая группа, как "Калинов мост"? Они прогремели в 87-ом на фестивале в Серпухове. Их музыка представляла собой тяжелейший блюз-рок, но в нее вплетались мотивы русских народных песен. Мало того, стилистика языка, сами тексты были русскими, может быть даже — старорусскими.

— Да, я слышал об этой группе, но, к сожалению, не слушал ее саму. А. что касается русских гармоний, то ты ведь помнишь наверное знаменитый хит Стинга "Русские" — там ведь использована тема из Прокофьева. В последнем альбоме у него тоже много русских гармоний прослушивается. Знаешь, очень странно получается. Русская нация последние семьдесят с лишним лет практически не учавство-вала в создании произведений искусства — рок ведь тоже каким-то боком к искусству относится. Просто-напросто обидно, что в роке было использовано все — от африканских мелодий до кантри, от индийских напевов до шотландской народной музыки. А русская музыка редко когда появлялась, хотя вещь типа стинговской всегда брали за душу. Русская музыка — это же настоящая кладезь. У нас все комплексуют перед Западом. Считают, что чего-то можно достичь, только если бежать за ним вдогонку.

— Если "Калинов мост" придерживался традиций конца 60-70-х годов — блюзовых и ритм-энд-блюзовых структур, то у вас, как говорят в роке, сама "болванка" - бас и ударные - все-таки музыка восьмидесятых. Вообще, считаете ли вы себя хэви-металлической группой?

— Ну, конечно, наша музыка — это восьмидесятые годы, даже начало девяностых. Но металлистами мы себя не считаем. Мы просто компания ребят, которые делают музыку в свое удовольствие. Пожалуй, здесь уместно привести слова Гребенщикова: "Главное, чтобы музыка была честной, уже дело десятое".

—• Какие у вас личные музыкальные привязанности в современной музыке?

- Мне нравится "Моторхэд", "ЭйСи/Ди-Си", "Секс Пистолз", "Аэросмит", "Ганс'н'роузиз", "Рок статут". Это не значит, что я предпочитаю только тяжелый рок — просто перечисляю тебе то, что ближе сегодняшнему фестивалю. Еще люблю Джо Кокера, АББА — кроме шуток, Рода Стюарта, Пинк Флойд. Да много хороших групп и музыкантов, чью музыку я слушаю с удовольствием.

(Остальные члены группы, посовещавшись, добавили в этот список Тину Тернер и Джимми Хендрикса)

Панк-рок, хард-н-хэви, дань старому поколению против которого, как говорится, не попрешь, — значит ли это, что члены "Э.С.Т." совсем не категоричны в своих привязанностях?

— Да, конечно.

— А как вы относитесь к музыкальным идолам, когда важна одна лишь оболочка?

- Это, в основном, распространено у нас. На Западе человек может сначала побывать на концерте у "Слэйер", а потом пойти на площадку рядом и послушать, например, Сантану. Там нет разделения на идола и на всех остальных, есть разделение на хорошую и плохую музыку.
— Возвращаясь к уже сказанному — что для вас значит "честная музыка"? Какими критериями это определять?

— Знаешь, — подумав, отвечает Жан, — мне одинаково противны и те, кто заявляют, что они плевали на деньги и лезут в безумный и шизофренический авангард, и те, которые все делают за деньги. Это одинаковое вранье. Мы не считаем, что получать деньги за музыку — плохо. Напротив, когда за твою музыку начинают платить деньги, это значит, что она комуто нужна, она кому-то нравится. Это значит, в конце концов, что тебя признали, по крайней мере, в профессиональном плане. Это хорошо получать за свою музыку большие деньги, но для нас это не стоит на первом месте. Что касается собственно музыки... Наша музыка — это плод совместных усилий. Помимо того, что мы друзья, мы еще и единомышленники. И заставить нас играть то, что мы не хотим — ради денег или чего-то еще — не сможет ни одна сволочь. Мы получаем удовольствие от того, что мы делаем, и хотим, чтобы наша музыка несла людям радость. В этом, я считаю, основная роль музыки вообще. Она, можно сказать, один из основных стабилизирующих факторов в мире.

— Значит ли это, что "Э.С.Т." — политическая группа? Вы считаете, что с помощью музыки можно что-то зменить?

— Вот именно, что нет. Не нужно пытаться сделать что-то с помощью музыки. Рок'н'ролл существует уже много лет как культ, как религия, что- ли. И он уже сам по себе сближает людей. Поэтому не следует стремиться политизировать свое творчество.
— Политика разъединяет нации, а рок'н'ролл — объединяет, — резюмирует "Петрович".

— Ну и последнее, так сказать, специально для фэнов — увлечения, привязанности?

— Пьянству и разгулу уделяем мало времени, — смеется Марат, — курим вот только...

— Бросать собираетесь?

— Ну да, конечно, — соглашается Жан, -- мы же разные сорта курим. Вот возьмем и один курить бросим. А вообще я с детства неплохо рисую.

"Петрович" любит читать и играть в нарды. Марат тоже любит почитать и посмотреть кино. У Миши страсть - тачки, да чтоб "пояпонистей".

— А в основном, если очень серьезно, — говорит Жан, — все время проходит за болтовней. И все ржем, ржем с утра до вечера.

— Основное хобби — сидеть, болтать и ржать, — подтверждает Марат. А музыка — это хулиганство, за которое платят деньги. Шутка.

— Фэнов такими шутками отпугнуть не боитесь?

— Что ты, мы сами фэнов боимся. Как навалятся толпами — того гляди и задавят!

В справедливости этих слов я лично убедился на фестивале в Тушино. Жану прямо со сцены несколько раз приходилось успокаивать не на шутку расходившихся любителей металла. "Э.С.Т." выступал в несколько видоизмененном составе: специально для этого выступления был ангажирован второй гитарист Григорий Безуглый (экс-"ЭВМ") - - для усиления "терапевтического" воздействия, а за ударными сидел в срочном порядке рекрутированный Владимир Козиненко из "Нового завета" (Миша Сагал покинул группу незадолго перед фестивалем).

"Э.С.Т." блестяще отыграл свою программу, ни в чем не уступив "Пантере" и "Блэк кроуз". Ни в качестве звучания, ни в техническом мастерстве. А традиционно исполняемая "на бис" композиция "Батька, пожалей коней" показала, что в плане "завести пипл" и у нас есть чему поучиться.

Некоторое время спустя после описываемых событий я заехал на базу "Э.С.Т.", чтобы обменяться впечатлениями по поводу фестиваля, и вновь застал группу в обновленном составе: место лидер-гитариста занял Василий Билошицкий (экс-"Черный обелиск"). Также "Э.С.Т." подыскивал себе нового ударника. Я попросил Жана и "Петровича" еще раз мысленно вернуться в сен-тябрь 1991-го.

Летом группа находилась в Крыму на съемках крутого эротического фильма "Запомни, Катюша", — рассказывает Жан, — к которому мы написали музыку и в котором снимались сами. Это должен был быть полнометражный художественный фильм, который снимало творческое объединение "Норд-Ост" Мосфильма. Известие о том, что мы принимаем участие в "Монстрах" застало нас врасплох. Нужно было срочно перестраиваться и, наверное, поэтому, фильм вряд ли когда выйдет на экраны — его просто не успели закончить. Что касается самого фестиваля... Ты знаешь, у меня лично до сих пор в голове какой-то сумбур. Вообще, все это для нас было ощущением большого и веселого праздника. Может быть такого, который

бывает только раз в жизни. Тебя, конечно интересует общение с "Металликой" и "Эй-Си/Ди-Си" — мы с пи-ми, практически, не пересекались. Все контакты шли на уровне менеджемснта.

— Да мы и не очень-то огорч. по этому поводу, — добавляет "Петрович", — главное — участие в таком шоу. И дай Бог, чтобы оно было не последним!

Сергей Машков
Фото: Леонид Шарапон

Примечание редакции: снимки, которыми проиллюстрирован этот материал в значительной степени уникальны. "Э.С.Т." изображены на них в необычном составе: В момент интервью в группу на место барабанщика был принят наш ответствен ими секретарь (на фото — самый пижонистый), который до сих пор занимается только тем,что раздает автографы.

"РОККОР"  1991 г.