E.S.T.
Alive. Part I
Культовая российская группа E.S.T. празднует в этом году свое 15-летие.
Мы не могли обойти своим вниманием столь
солидную дату в жизни одного из самых
прославленных отечественных коллективов и
решили поговорить о прошлом, настоящем и
будущем E.S.T. с
основателем и бессменным лидером
коллектива Жаном Сагадеевым.
ShadowBarrel:
И вот прошло пятнадцать лет…
Если не считать первые пять-шесть лет
после рождения, когда поступки человека не
очень-то осмысленны, то можно сказать, что
уже больше половины своей сознательной
жизни ты большую часть сил, времени, энергии,
здоровья, эмоций отдал коллективу со
скромным названием E.S.T. - Электро-Судорожная Терапия.
Думал ли ты тогда, в самом начале, что все
случится именно так?
Жан
Сагадеев: Да, я так и думал, конечно. Мне так
и хотелось. Я сразу решил заняться этим
серьезно, ради этого бросил карьеру,
которая мне тогда светила, научная, а быть
может даже, дипломатическая. По тем
временам у папы были большие связи, и я мог
бы пойти по его стопам, но предпочел
заниматься музыкой, потому что мне это
очень нравилось с детства, и я считал это
очень актуальным, особенно, в СССР, где было
засилье ужасной советской эстрады и тупой
идеологии.
SB:
И у тебя не было ни тени сомнения, что все
получится именно так? Что через 15 лет твоя
группа будет одной из немногих уцелевших с
того времени рок-групп, которая, судя по
последнему альбому "Злой Рок", успешно
продолжает и ныне идти вперед.
ЖС: Спасибо, что похвалил альбом. Ну, да - так и планировалось. Хотя иногда были трудные времена, кризисы: постоянные смены гитаристов, которые преследовали нас последние несколько лет - мы не могли из-за этого выпустить новый альбом, какие-то финансовые, идеологические препоны мешали, конечно. Но… тем интереснее этим заниматься!
SB:
Кстати, а почему гитаристы не задерживаются
в E.S.T.?
ЖС: Я понятия не имею! Может быть, отчасти из-за этого мы назвали последний альбом "Злой Рок".
У нас как-то так вышло, что первый гитарист, Андрей Гернеза, взял второго гитариста - Васю Билошицкого. Тот его решил уволить, потому что Андрей был на порядок слабее его. Ведь мы начинали сами, а Вася тогда уже был маститый гитарист в профессиональном смысле. Потом у Васи начались какие-то амбиции, в плане того, кто главный в группе, и он периодически уходил и приходил в группу, а я терпел, потому что я очень не люблю смену состава в коллективе. Ведь мы притираемся, сыгрываемся. Это занимает очень много времени: это же не поп-группа, где можно заменить девчонку или какого-то гитариста, который просто под фонограмму стоит сзади, и единственное требование к нему - лишь бы он смотрелся на сцене более-менее.
А здесь надо, чтобы люди были и друзьями, и профессиональными музыкантами, и к тому же могли приносить интересные идеи. Затем мы вообще записали альбом с сессионным гитаристом, с Егором Жирновым. Очень хороший гитарист, но он только помог нам записать альбом. Потом опять Василий Билошицкий пришел… и ушел, и потом началась череда из четырех гитаристов. Это был сначала Леня Истомин. У нас должны были быть гастроли на юге: Вася ушел - мы взяли его. Он в поезде выучил всю программу, отыграл, записал с нами альбом в 1998 году ("Терапия Для Души" - SB) и был уволен, прежде всего - по инициативе барабанщика Сергея "Блудного". По его мнению, Истомин не соответствовал профессиональному уровню. После него мы взяли Леонида Мозжухина. Это виртуозный гитарист, очень мощный, но, проиграв с ним год с лишним, поняли, что у него серьезные проблемы с алкоголем. Я его уважаю как музыканта и он неплохой человек, но!… Мы любим иногда заложить за воротник, и у всех были какие-то эксперименты с наркотиками, но когда человек просто не приезжает на репетиции, когда он на студии напивается во время записи - это никуда не годится. И пришлось с человеком расстаться. Затем мы взяли Сашу Евсюкова. Он тоже замечательный, талантливый гитарист, он даже какое-то время играл с Мухой (Мозжухиным, в группе Кайман - SB), но тоже человека поперло… дожил до тридцати лет, ни одного альбома в жизни не записал, ничего не сделал, и тут попал в группу с именем, записал первый в жизни альбом, и начало казаться, что ему платят мало денег. Начались претензии, что ему заплатили меньше, чем другим. Его куда-то пригласили, якобы в какой-то коммерческий проект, и он решил забить на очередной наш концерт, сказал, что найдет нам замену и предложил Муху, которого мы уволили за пьянство. Мы сказали: "Извини, так дело не пойдет. Мы тебе все дали - деньги, инструмент и прочее, и такое хамское отношение мы не потерпим". И снова очередной гитарист был уволен из рядов E.S.T.
А затем мы решили взять сразу двух, потому что это и по музыке для нас гораздо удобнее: все альбомы записаны на две партии гитары, звук мощнее - даже мне легче петь, в принципе. Взяли мы Михаила Светлова из Черного Обелиска и Володю Тупикова, который играл до этого в группе Экзарх.
Такая вот
эпопея убитого времени, потраченных нервов,
а главное - потерянных возможностей, потому
что получается так, что последний
прозвучавший на всю страну был альбом
"13" в девяносто пятом году, затем мы
записали альбом в девяносто восьмом. Это
был кризис, а он как раз вышел в августе. Все
фирмы закрылись, продажи были у всех очень
маленькие. Мы с 1998 по 2003 год фактически пять
лет ничего не выпускали. Это, естественно,
очень отражается на популярности и
известности. Но я надеюсь, что в нынешнем
составе мы просуществуем еще очень долго.
Тем более, если с одним из гитаристов что-нибудь
случится, например, он заболеет, второй
всегда сыграет все партии.
SB:
С тех пор, как появилась популярность, а
появилась она во многом благодаря и таланту,
и удаче, любовь народная - она давит или нет?
ЖС: Вроде
бы, нет. Это и приятно, с одной стороны, а с
другой - возникает какая-то ответственность
перед людьми, потому что люди начинают тебе
верить. Я и сам всегда относился серьезно к
рок-музыке, она помогала мне жить. Я стал ее
слушать с детсадовского возраста… Но
популярность, известность, уважение людей -
для меня это, прежде всего, просто
показатель того, что что-то получается, что
тебе удается делать не только для своей
задницы, но и для других людей. А для многих,
слава и известность - прежде всего, лишь
удовлетворение собственных амбиций. Я не
спорю, это любому человеку приятно, хотя
иногда бывает и давит, когда на тебя
обращают внимание, подходят. Трудно бывает,
когда перед или после концерта, тебя
начинают грузить ну очень пьяные фанаты. Я
человек добрый, демократичный, не пользуюсь
охраной, чтобы от меня отгоняли людей, но
когда десять минут человек без перерыва
повторяет, что он тебя любит и "спасибо,
что ты есть", это - очень грузит. Особенно,
когда у тебя сел голос, и ты думаешь о каких-то
технических моментах грядущего концерта -
это бывает сложно. А так - в этом ничего
страшного.
SB:
И все-таки ты умеешь уходить от конфликтов
на выступлениях. Был такой концерт в
Ховрино, давным-давно, когда на сцену
вывалил достаточно пьяный субъект с каким-то
газовым пистолетом и сказал " Хватит петь".
Ты положил микрофон и ответил: "Ты
думаешь, это так просто? Попробуй, сам спой"…
подействовало, ведь?
ЖС: Ну, тогда я испугался… Это еще был непростой момент, когда группа была в развале. Какая-то команда позвонила и предложила отыграть хэд-лайнерами на каком-то концерте в клубе в Ховрино. Мы приехали, все было непонятно, неясно: где мы, что это за место. И когда пришла вся эта гопота в изрядном количестве… на меня просто навели пистолет и сказали, типа: "Харэ"! Я испугался, да… А закончилось все это весьма любопытным образом. Мы не знали что делать, так как они не уходили, и решили пересидеть в баре внизу. Спустились, нажрались там вдребодан, пропили, по-моему, половину полученного гонорара и решили выходить на улицу, а нас там уже ждала эта компания огромная… А с нами были девушки, Маша Крупнова, моя супруга будущая - Ирина. Мы с инструментами, у нас ни автобуса, ни чего под боком нет, все пьяные. Нам надо было как-то выбираться.
Обычно мы такие ситуации решаем своими кулаками, мы все - пацаны закаленные, я - каратист известный, у меня около двадцати переломов носа было. Но здесь мы просто реально оценили ситуацию: с нами девушки, инструменты, и мы решили просто убежать… За нами была погоня: мы бежали и слышали за собой этот дикий топот, буквально, как в страшном сне. А поскольку мы были пьяны, да и девушки нас не догоняли, я принял решение забежать в какой-то подъезд. Мы вбежали в подъезд, пробежали вверх несколько этажей и услышали, что топот не прекращается - они все бегут за нами по лестнице: мы оказались в тупиковой ситуации, пробежали, наверное, этажей десять, и я просто по наитию, поскольку в драках очень часто приходилось участвовать, сломал какую-то дверь в предбанник на четыре квартиры. Все побежали за мной, и оказалось, что одна из дверей в квартиру была приоткрыта - а нас уже настигали! То есть, не пришлось звонить в дверь и умолять, чтобы нас впустили. И мы толпой человек в десять вбежали в какую-то темную квартиру, прикрыли за собой дверь и затихли. Стояли в полной тишине полминуты, наверное, и вдруг раздался истерический крик какой-то старухи: "Ай-яй, господи, помогите! Кто вы? Что вам надо"?
Мы где-то нащупали выключатель, включили свет и увидели забившуюся на диване старуху, трясущуюся под иконостасом. Она увидела наши бородатые, лохматые рожи, какие-то непонятные чемоданы в руках… и испугалась еще больше. Мы начали ее успокаивать, объясняя, что мы - бедные музыканты, а за нами гонятся бандиты и хотят нас убить. Она успокоилась. Выяснилось, что у нее нет телефона. Я прошел в квартиру напротив, слава Богу, там женщина вошла в положение и открыла дверь, и от них вызвал милицию.
Приехали
менты. Ну, мы объяснили, что за нами гонятся,
там пистолет у человека, а мы безоружные, с
концерта. Через какое-то время спустились,
смотрим: стоит машины четыре ментов, и
бригада эта, ждет нас… а я вышел и решил
отомстить им. Подошел к главному менту и
сказал: "Можно я один на один разберусь с
их главным"? Мне ответили: "Давай,
только отойдите в сторону, как будто мы не
видим". Ну, я ему там дал по морде, и он
лег. Вот такая вот история.
SB:
В последнее время, надеюсь, такие инциденты,
не происходят?
ЖС: Сейчас, слава Богу, такого нет! Какие-то редкие драки, конечно, случаются, но раньше милиция, драки… - это, конечно, была просто беспрерывная эпопея, постоянные КПЗ, постоянные "приключения"…
SB:
Выходит, фраза "Бибирево - родина E.S.T." оказалась во многом
жизнеопределяющей? Даже тогдашнее соседнее
Ховрино таило в себе опасности?
ЖС: Ну да. Но, собственно говоря, мы учились драться в Бибирево! Район был ужасный - новостройки. Я жил долгое время в центре Москвы, практически на Тверской. Там в основном интеллигенция жила, все-таки. Когда я переехал в Бибирево, это для меня был просто ужас. В школе я привык с детства быть лидером, а там меня сразу попытались поставить на место. Я набил кому-то морду - пришла компания человек в пятнадцать. Меня били ногами - ни один учитель не подошел, не остановил это. А потом образовалась компания, в частности, Гернеза с братом Витей, такие любители рока. В те времена металлисты, рокеры, панки бегали от люберов. Хотя сами слушали страшную музыку, а в физическом плане были неказистые… что тут скажешь - меломаны, а не качки. А у нас из-за длинных волос проблемы были вечные и с милицией, и со школьной администрацией, и просто с гопотой. Пришлось нам организовать свою вроде как банду и драться. Дрались обычно в меньшинстве, а драки происходили практически каждый день. Иногда приходилось драться втроем против целой дискотеки. Мы укладывали там начинающих бандитов и какую-то шпану десятками, как богатыри. Вдвоем против пятнадцати, я помню, была драка, и мы победили с другом спокойно. Такие были страшные времена, но в то же время - это закалило дух, ведь мы прошли через все это.
Даже после концертов приходилось драться! Не смотря на то, что часто нас охраняли Ночные Волки в качестве секьюрити, какие-то драки все равно происходили. На гастролях бывало… никогда не забуду драку в Ижевске. На разогревающую нас группу Мафия наехали какие-то местные бригады с предложением "вот после концерта отдавайте бабки". Мы их там всех уложили. Я попал в КПЗ, потому что человек, которого я последнего бил, попал в реанимацию. Впрочем, таких случаев было очень много.
SB:
В этом смысле песня "Господа бандиты" -
некий укор…
ЖС: Ну, это песню я
назвал так просто по первой строчке. Она, в
общем-то, про любовь, а про них говорится
только в первом куплете. Наша страна прошла
через это в начале девяностых. Мне самому
приходилось использовать кого-то из таких
знакомых в критических ситуациях. И многие
мои друзья, те, кто с длинными волосами, они
сами наполовину такими становились: оружие,
разборки - те, кто занимался бизнесом. И я не
могу сказать, что все так называемые
бандиты в нашей стране были плохими людьми.
Среди них были совершенно нормальные люди,
но в стране была такая анархия, в плохом
смысле этого слова, когда по другому решить
свои вопросы было просто нереально: ни
милиция, ни КГБ, ни ФСБ не могли помочь. И все
решали все своими силами. Хотя, конечно,
среди бандитов есть просто жадные люди,
которые и убивают, и применяют силу только
ради денег.
SB:
Каково было отношение родителей к твоим
занятиям?
ЖС:
Родители мои относились к этому первое
время с ужасом, потому что они думали, что я
разрушаю свою жизнь. Но потом, когда они
увидели меня по телевизору, увидели
пластинки и услышали, как во дворе поет мою
песню под гитару компания какая-то, то стали
относиться к моему занятию с уважением. Тем
более что мама слушала Элвиса Престли, папа,
правда, больше джаз любил. Они были всегда
лояльные к моим друзьям, к моим выходкам.
Царство им небесное, это были
умные люди и восприняли мое занятие как
состоявшийся факт.
SB:
Понятно, что в момент зарождения группы в
нашей стране heavy
metal
только развивался. Во многом и музыканты, и
слушатели ориентировались на западных
исполнителей, у всех были какие-то свои
кумиры. Расскажи о том, какая музыка влияла
на тебя тогда и что ты слушаешь теперь,
когда E.S.T. стал абсолютно самодостаточным,
индивидуальным и легко узнаваемым
коллективом.
ЖС: Мне тогда больше всего нравился Motorhead. Со школы все мои друзья его слушали. Во всем мире для многих этот коллектив был путеводной звездой, включая Metallica, которые, собственно говоря, благодаря этой группе и стали заниматься музыкой. А так, в принципе, мне всегда нравилась совершенно разная музыка, так как в семье слушали разное: кто - классику, кто - старинную русскую музыку, кто - джаз. Дядя, который был ближе всего мне по возрасту, слушал рок. Мы жили с ним в одном дворе, и я с детства слышал самые интересные на тот момент команды вроде Black Sabbath. Сложно так сказать, мне нравится слишком многое. Высоцкий - с детства. Стиль, определяющий E.S.T., - это тяжелый русский рок-н-ролл. Я с самого начала не хотел ни под кого косить. Когда еще я сам ходил, не умея играть, на чужие концерты, я видел: эти косят под Slayer, эти - под Metallica, эти - еще под кого-то. Это смешно просто. Мы, все-таки, великая страна, всегда славившаяся творческими личностями. Может у нас автомобили, например, были плохими, а в плане музыки нам всегда было, что показать. Единственное что: поскольку жили в вакууме при советской власти, за железным занавесом, не было ни информации, ни аппаратуры, ни инструментов, ни пластинок, ни радио - ничего. Люди все равно, конечно, стремились подражать, но иногда это доходило просто до смешного: люди просто крали чужой рифф или целую вещь. Мне это никогда не было интересно, я делал то, что мне было удобно и то, что приятно. Вот на чем я воспитан, то я и делал. А в группе у всех участников свои, совершенно разные вкусы. Никто ни на каких направлениях не зациклен. Единственное, что вот Володе Тупикову очень сильно нравится глэм и Ингви Мальмстим, который мне никогда не был интересен.
Из-за
того, что нас часто сравнивали с Motorhead,
я избавился от бас-гитары в свое время
именно по этой причине. Мне очень не
нравилось, что нас называли "наш ответ Motorhead'у".
SB:
А сейчас слушаешь музыку другую, чужую? Для
того, чтобы отдохнуть или набраться
впечатлений?
ЖС: Сам я не езжу ни на Горбушку, ни куда-нибудь еще, но мне подгоняют какие-то вещи. Последние лет десять я очень мало слушаю музыку, потому что когда ты сам этим занимаешься, можно просто потерять к этому вкус, когда слушаешь постоянно. А вот когда я был подростком, я слушал очень много рок-музыки, потому что она поддерживала дух. А последнее время - только в машине, или если кто-то даст пластинку, или я где-нибудь куплю. Так интересуюсь. Конечно, нравится всякое… нью-металл, в том числе, относительно новые группы для меня, типа Rammstein, Marilyn Manson, Clawfinger, Korn - все это мне очень нравится, причем гораздо больше, чем та музыка, которая пришлась на мою молодость, такой ортодоксальный heavy metal - HMR образца середины 80-ых. Тогда я и мои друзья в основном слушали либо наш рок, коллективы типа Зоопарк, либо предпочитали группы, пришедшие из семидесятых: старые хардрокеры Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, или панк-рок - Sex Pistols, The Exploited, Ramones. Такие у нас были вкусы в основном.
SB:
То есть, если бы к нам с концертом приехали
собравшиеся вновь Twisted
Sister
и тебя не пригласили на концерт, ты бы не
пошел?
ЖС: На Twisted
Sister я
пошел бы! Мне эта группа нравилась. Это была
хорошая группа, правильная. А так в основном
я любил AC/DC,
Motorhead…, то, что появилось в
семидесятые.
SB:
А чем ты занимаешь свое свободное время?
ЖС: Я
много что делаю. Иногда рисую. Многие люди
думали, когда я был маленьким, что я стану
художником! Медитирую…
SB:
Хех, это, наверное, занимает большую часть
времени?
ЖС: Это занимает 99 % времени (смеется). Иногда я придумываю себе какие-то параллельные музыке занятия. Пока мы искали нового гитариста, и группа разучивала старые песни с Мухой, я, например, работал в Театре Стаса Намина в мюзикле "Волосы". Мне было очень интересно, потому что приехали американские актеры, человек, который ставил фильм "Волосы". Я окунулся в такую ностальгию, как будто перелетел на машине времени в детство… в раннее, дошкольное. Очень многое там почерпнул и даже научился, потому что там были вокальные уроки. Потом я год с лишним вел передачу для телекомпании юго-западного телевидения, музыкальная программа была. Достаточно большой кабельный канал на полтора миллиона телевизоров. Приглашал туда всяких артистов, начиная от Антонова и кончая металлистами. Было интересно пообщаться с музыкантами, потому что я в жизни особенно не стремлюсь ни с кем завязать отношения.
Последний
год я посвятил работе над шансонным
альбомом. У меня появился очень хороший
друг, Владимир Тычинин. А началось все с
того, что поступило предложение написать
музыку для альбома. Он бизнесмен, но уже
давно пишет стихи. И вышел в результате
очень хороший альбом («Мой сын – мой друг» - SB).
Я там написал музыку и туда, кстати, вошла
песня "Господа, Бандиты" в исполнении
Владимира. Всем, кто интересуется - всячески
рекомендую купить, потому что я сам - не
поклонник шансона, но этот альбом мне не
стыдно рекомендовать слушать. Там очень
хорошие аранжировки, очень правильные
прикольные тексты и моя музыка.
В следующем номере Alive
читайте продолжение интервью с Жаном
Сагадеевым: E.S.T. сегодня.
ALIVE
#1(15) / 2004